Проблемы уральского федерального округа


Журнал "Вопросы управления" - Трансформация потоков и основные проблемы интеграции Уральского Федерального округа в международный рынок труда Трансформация потоков и основные проблемы интеграции Уральского Федерального округа в международный рынок труда УДК 331 ББК 65. Ключевые слова:. Миграционные процессы в России в 90-е годы двадцатого и первом десятилетии двадцать первого веков определялись влиянием проблемы уральского федерального округа отрицательных, так и положительных факторов. К отрицательным можно отнести распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время проблемы уральского федерального округа общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда являлись положительными моментами, способствовавшими укреплению авторитета Российской Федерации в международном отношении. Для многих народов бывшего Советского Союза Россия продолжала оставаться «старшим братом», который предоставил возможность трудиться на ее территории и приносить доход не только своим семьям, но и вносить существенный вклад в бюджет своих стран. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической проблемы уральского федерального округа, приобрела масштабный характер. Наряду с этим увеличивается число иностранных граждан, проблемы уральского федерального округа в Россию с иными целями, причем прямой поток, по данным статистики, на четыре-шесть млн. В результате в ряде регионов и особенно приграничных с Россией интенсивно формируются иностранные общины, которые начинают влиять на экономическую, а в некоторых случаях и политическую жизнь этих территорий. Объективные причины нарастания потока иностранных граждан были обусловлены демографическими проблемы уральского федерального округа социально- экономическими факторами. После 2005 года в России на фоне общего сокращения численности населения началась стремительная естественная убыль трудовых ресурсов вследствие массового вступления в пенсионный возраст многочисленного поколения родившихся в 50-е годы ХХ столетия, проблемы уральского федерального округа примерно по одному млн. Такие потери не могут быть компенсированы ни путем удлинения возраста выхода на пенсию что для России маловероятно из-за весьма низкой продолжительности жизни населения и особенно мужчинни за счет роста производительности труда, ни за счет выноса некоторых производств в страны с дешевой рабочей силой. Следовательно, труд в России будет одним из самых дефицитных ресурсов. Тем самым в России, и особенно в регионах с проблемы уральского федерального округа развивающейся экономикой, открываются огромные перспективы для иммиграции, особенно если учесть слабую заселенность большей части территории страны. Для того чтобы принять достаточное для страны число мигрантов, и прежде всего бывших соотечественников, на постоянное место жительства, нужны огромные средства. Да и проблему занятости в малопрестижных и низкооплачиваемых отраслях и проблемы уральского федерального округа деятельности они не решат. Поэтому без привлечения иностранной рабочей силы многим регионам не обойтись. Не является исключением и Уральский федеральный проблемы уральского федерального округа. Это причины центростремительного характера. В то же время в странах СНГ, и особенно среднеазиатских, имеются предпосылки для формирования центробежных сил: перенаселенность, отсутствие работы, проблемы уральского федерального округа нестабильность. В советский период Уральский регион являлся мощной экономической базой освоения восточных территорий России и южных республик Советского Союза. Наряду с эти он выступал в качестве кузницы кадров, отличающихся высокой мобильностью, профессионализмом и толерантностью по отношению к другим народам. За период с 1960 по 1986 гг. В 90-е годы для Урала наступило время «собирать камни». Распад СССР и появление на постсоветском пространстве самостоятельных государств вызвал волну иммиграции русских и русскоязычного населения на свою историческую родину. С образованием государств на месте бывших союзных республик многие уральцы, как впрочем, и другие россияне, начали возвращаться на свою исконную родину. Часть из них находилась на положении беженцев. Именно добровольная и вынужденная иммиграция из стран ближнего зарубежья явились положительной компонентой, частично проблемы уральского федерального округа естественную убыль населения. Приток населения в 90-е проблемы уральского федерального округа стал значимым фактором экономического и демографического развития региона. С 1990 по 2009 гг. Естественная убыль составила 610,5 тыс. Миграционный прирост как за счет внутрироссийских перемещений, но проблемы уральского федерального округа большей мере, в результате притока из стран СНГ и Балтии за этот же период составил 199,3 тыс. Миграция на постоянное место жительства для старообжитых регионов Уральского федерального округа — Свердловской, Челябинской областей — явилась мощным фактором, отчасти нейтрализующим естественную убыль населения табл. Сокращение численности населения в Свердловской области было равнозначно исчезновению с ее карты такого крупного индустриального центра, как Нижний Тагил. В Курганской области, при сравнительно небольшой численности населения, суммарные потери людских ресурсов соизмеримы с ликвидацией почти всех городов, кроме областного центра. Значительную убыль населения ощутила и Челябинская область. Столь высокие естественные потери данных областей частично были сглажены миграцией. Самый высокий миграционный прирост чистая миграция наблюдался в Челябинской области, размеры которого более чем на половину компенсировали естественную убыль населения. В Свердловской же области — примерно на треть. Курганская область в рассматриваемый период несла как естественные потери, так и за счет миграции. В результате численность населения проблемы уральского федерального округа Курганской области сократилась на 13,3%, проблемы уральского федерального округа Свердловской— на 7,8 %, в Челябинской области - на 5,5 % рис. Что же касается территорий Тюменского Севера — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, то они в годы перестройки не только сохранили, но и увеличили свою численность. Проблемы уральского федерального округа отличие от вышеназванных областей УрФО, да и многих российских, на протяжении всех этих лет они имели положительный естественный прирост, на долю которого приходилось три четверти всего роста населения. Ямало-Ненецкий округ сохранил свое проблемы уральского федерального округа только благодаря высокому естественному приросту. В то же время столь благополучный в экономическом отношении регион начал терять население в результате миграционного оттока, особенно в начале 90-х гг. Отрицательное сальдо миграции наблюдается и в проблемы уральского федерального округа годы. Таблица 1 Общие итоги формирования численности населения Уральского федерального округа в 1990-2009 гг. С конца 90-х годов поток мигрантов на постоянное место жительства резко сократился и начала набирать обороты трудовая иммиграция. Снижение миграционных потоков из стран СНГ объясняется нормализацией политической обстановки на постсоветском пространстве и формированием относительно стабильной русской диаспоры в ряде новых независимых государств, затянувшимся решением вопросов обустройства мигрантов, переехавших в Россию в 90-е годы, проведением в 2002 г. В результате Россия ограничила переселение бывших своих соотечественников на историческую родину. В регионах УрФО на постоянной основе живут и работают граждане различных стран ближнего и дальнего зарубежья. Многие из стран ближнего зарубежья имеют вид на жительство и в будущем намерены получить российское гражданство. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории УрФО постоянно год и более проживало 82,1 тыс. Половина иностранных граждан, постоянно проживавших на территории УрФО, была сосредоточена в Тюменской области, из них три четверти в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Гражданская принадлежность имела существенные отличия. Это связано с действием системы факторов: географических, экономических, этнических и социальных. Первый из названных, особенно четко проявляется в Курганской и Челябинской областях, где явное преобладание имеют выходцы из Казахстана, подавляющее большинство которых — русское и русскоязычное население. Названные области напрямую граничат с этим государством. Более высокий уровень экономического развития, высокие доходы населения, а отсюда проблемы уральского федерального округа высокая покупательная способность населения Северных регионов, Свердловской области и прежде всего Екатеринбурга, являющегося крупнейшим в регионе центром оптовой торговли, привлекают граждан Азербайджана, и других республик Закавказья, традиционно занимающихся торговлей и сферой услуг. Так, в Свердловской области на долю граждан из этих стран приходилось, по данным переписи, две пятых постоянно проживающих иностранцев. Подавляющее большинство из них — этнические азербайджанцы, армяне и грузины. Особо привлекательными для азербайджанцем являются ХМАО и ЯНАО. Еще с советских времен, с начала промышленного освоения между регионами Тюменского Севера и Украиной и Молдавией установились тесные миграционные связи. В результате в ХМАО и ЯНАО сформировалась мощная украинская диаспора. К концу 80-х гг. Несмотря на то, проблемы уральского федерального округа в 90-е годы ХХ столетия часть из них вернулась на свою этническую родину, и до сих пор украинцы занимают второе, после русских, место. Уровень образования, высокие профессиональные навыки делают граждан Украины востребованными в различных отраслях наряду с россиянами. Бум жилищного и офисного строительства в крупных городах региона, и особенно Свердловской и Челябинской областях, Проблемы уральского федерального округа округе, способствовал притоку иностранной рабочей силы и прежде всего из республик, ближе расположенных к Уралу: Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Судя по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, часть из них уже тогда проживала на территории региона постоянно, т. Больше всего как абсолютно, так и относительно, граждан этих республик насчитывалось в Свердловской — 34,1 % и Челябинской областях - 30,2 и в ХМАО 23,1 %. Пятая часть из постоянно проживающих граждан СНГ имеет вид на жительство и в будущем намерены получить гражданство. Это прежде всего граждане Азербайджана, Армении, Казахстана и некоторых других. Многие из них живут семьями. В их составе высок удельный вес детей и практически отсутствуют проблемы уральского федерального округа пенсионного возраста табл. Так, из общего числа граждан Азербайджана, постоянно проживающих в ЯНАО, 30 % составляют дети и преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста. У граждан Казахстана на долю детей приходится 21 %, Армении — 20,8 %. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста среди выходцев из Азербайджана составлял всего 0,6 %, из Армении - 2,4 %. То же самое можно наблюдать и в старообжитых регионах УрФО, например, в Свердловской области, где доля детей среди граждан Азербайджан составляла 28,3 %, Армении — 27,1 %, а людей старше трудоспособного — 0,7 и 3,1 % соответственно. У большей части граждан СНГ пребывание на территории Уральского округа связано с трудовой деятельностью. Поэтому так высок среди них удельный вес трудоспособного населения, большую часть которых составляют лица в возрасте 20-39 лет. В настоящее время, зарегистрировавшиеся на территории проживания иностранные граждане делятся на три категории: получившие разрешение на работу сроком на три месяца собственно трудовые мигранты ; временно проживающие сроком до трех лет имеющие вид на жительство сроком на 5 лет. Две последние категории можно отнести к постоянно проживающим иностранным проблемы уральского федерального округа. Цели пребывания первых и последних несколько различаются, прежде всего в силу того, что в составе трудовых мигрантов преобладают мужчины и практически отсутствуют дети. По данным отчета УФМС РФ по Свердловской области за 2009 год из общего числа получивших разрешение на временное проживание 89,8 % являются гражданами СНГ. Из них половина имеют вид на жительство. Предпочтение отдается русскоязычным гражданам Украины, Казахстана, Узбекистана, Грузии и других республик. Но это не исключает возможности получения российского гражданства и другими гражданами бывшего СССР. Граждане дальнего зарубежья, несмотря на меньший по проблемы уральского федерального округа поток в пределах 22-25%нацелены на более длительное пребывание и проблемы уральского федерального округа трудовой деятельности. Среди получивших вид на жительство 50 % составляют граждане стран дальнего зарубежья и Балтии, половина из них приходится на выходцев из Китая. Начиная с 2000 года, при въезде на территорию округа пунктами пограничного контроля фиксировалось в отдельные годы до полутора миллионов иммигрантов. Регистрацию по месту пребывания проходило в пределах 300 — 400 тыс. Свыше двух третей иностранцев находилось на территории Свердловской области. Далее идут Ханты-Мансийский округ, Челябинская область. Часть трудовых мигрантов уже в начале 2000-х гг. Эту категорию иностранных граждан, как уже отмечалось ранее, зафиксировала Всероссийская перепись 2002 г. К моменту проведения переписи 2010 г. Начало двадцать первого века ознаменовалось ростом экономического развития региона. На Урал хлынул поток дешевой, не требующей больших затрат на ее содержание малоквалифицированной рабочей силы, главным образом из стран Средней Азии. Большая часть из них работала нелегально. Наши расчеты показали, что в 2004 г. Наиболее благополучным, с точки зрения использования иностранной рабочей силы, являлся Ямало-Ненецкий автономный округ, где свыше зарегистрированных половины иностранных граждан работали легально. В ХМАО в том же году трудилось легально 13,5 % в 2003 г. Что касается других регионов, то в них большая часть иностранной рабочей сила использовалась нелегально. Нетрудно подсчитать, какие потери нес бюджет Свердловской, Челябинской, Южной части Тюменской области и особенно Курганской, когда огромные денежные потоки текут мимо. Только с этих 6-7 % занятых поступают налоги в казну регионов. Произведенные расчеты дают богатую пищу для размышлений. Неужели Свердловская область, более чем в 8 раз превышающая Ямало-Ненецкий округ по численности населения, в том числе и занятого, судя по количеству легально работающих иностранных граждан, испытывала меньшую потребность в иностранной рабочей силе, чем ЯНАО? На 1000 занятых в народном хозяйстве ЯНАО приходилось 58 иностранных рабочих, официально получивших разрешение на работу. В ХМАО — 19,3, а в соседней Свердловской области — всего 0,3 человека. Следует отметить, что число официально привлекаемой иностранной рабочей силы в ЯНАО в 2,5 раза превышала уровень Свердловской области. То же самое можно сказать и о Челябинской области. Это не значит, что эти регионы с развитой многоотраслевой экономикой в меньшей мере нуждались в иностранной рабочей силе. Такие диспропорции вызваны прежде всего тем, что в крупных регионах и городах сфера приложения труда проблемы уральского федерального округа мигрантов значительно шире, кроме того они менее заметны среди постоянного населения. Сопоставление числа легальных мигрантов с численностью населения того или иного региона дает интенсивный показатель, отражающий, на наш взгляд, уровень привлекательности территорий для иностранных граждан. Так, если на 1000 жителей УрФО в 2004 г. Рейтинг привлекательности — налицо. Причины кроются в дифференциации уровней и темпов экономического развития регионов УрФО, нашедших выражение как в росте потребности в рабочей силе, так и в различиях в заработной плате. По данным Госкомстата РФ, в 2005 г. Существовавший порядок оформления иностранной рабочей силы предписывал как нанимателям, так и гастарбайтерам пройти сложный путь по регистрации работников, получению проблемы уральского федерального округа карт и разрешений на работу. Работодателям необходимо было получить разрешение на привлечение иностранцев к трудовой деятельности, как из стран с визовым режимом стран дальнего зарубежья и Балтиитак и безвизового въезда страны СНГ ; оплатить залоговые суммы, позволяющие гарантировать депортацию мигрантов, нарушивших закон РФ; производить налоговые начисления, существенно большие, чем при использовании труда россиян, а также нести ответственность за гражданские и социальные права, не определенные законодательством. Поэтому работодателям невыгодно было официально оформлять всех иностранных рабочих. Такие затраты могли позволить лишь богатые регионы. Не этим ли, в известной мере, объясняется более высокий уровень легально проблемы уральского федерального округа в тот период иностранной рабочей силы в ЯНАО, и крайне низкий в Курганской области? По данным социологических обследований, проведенных в четырех городах России, в том числе и Екатеринбурге, почти половина гастарбайтеров из Таджикистана работала в этом городе по устной договоренности. Официальная трудовая деятельность была оформлена лишь у 25,8 % респондентов, 18,3 % опрошенных работали по трудовому соглашению. Работодателям выгодно иметь нелегальных работников из других стран. Проблемы уральского федерального округа категория граждан согласна работать без договоров, проблемы уральского федерального округа меньшую плату. Рабочий день у них практически не регламентирован, проживают они чаще всего в антисанитарных условиях по месту работы, зачастую без регистрации, при этом не заявляя о своих правах. Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной мере сдерживать рост заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств. Процесс регулирования внешней трудовой миграции является на сегодняшний день одним из сложных направлений деятельности региональных УФМС и вызывает необходимость проведения активных мер в отношении иностранных граждан, находящихся на территории региона, усиления контроля за соблюдением ими российского законодательства. Работа в данном направлении ограничивалась в основном проверками, число которых росло, но эффективность таких действий порой не достигала положительных результатов. Во время проведения этих акций работодатели немедленно проблемы уральского федерального округа от нелегальных работников. Размер экономических потерь, которые несла страна и отдельные регионы от тех, кто трудился нелегально, достаточно велик. Так, в 2003 г. Сумма таких переводов из России в Грузию составляла 25 % ВВП этой страны. Эти данные заметно усиливают позиции России в международном споре о том, какие страны проблемы уральского федерального округа главными двигателями мировой экономики. Особенно, если учесть размеры нелегально работающих. Упомянутые Алексеем Кудриным несколько миллиардов долларов включают только сумму денежных переводов. Однако, по данным Международной организации по миграции МОМв большинстве случаев мигранты отправляют деньги домой, обходя официальные каналы. Работая на территории России, иностранные рабочие вносят свой вклад в ее развитие. Это бесспорный положительный момент. Но если учесть, что только 10 % мигрантов работает легально, то размеры экономических потерь огромны и особенно в тех проблемы уральского федерального округа, где ослаблен процесс управления миграционными проблемы уральского федерального округа. Проблема не столько в том, что иностранные рабочие вывозят трудом заработанные деньги, сколько в том, что бюджеты территорий лишены проблемы уральского федерального округа пополнения своей казны за счет налогов, не поступающих от нелегально полученных доходов. Ее сторонники считают, что масштабная проблемы уральского федерального округа способствует проблемы уральского федерального округа социокультурного ядра страны, ведет к потере ее традиционной идентичности. Кроме того, устанавливается стереотип, что многие иммигранты уже заранее ориентированы на преступную деятельность — это организация подпольных производств, торговля наркотиками и др. В результате наплыва иммигрантов усиливаются политический экстремизм и национальная рознь. Учитывая, что население страны быстро сокращается, данный дисбаланс создает прямую угрозу национальной безопасности. Появляются высказывания, что чуть ли не половина всех преступлений в стране совершается не россиянами. Ситуацию в отдельных регионах нельзя переносить на всю Россию. Это миф, и опровергнуть его могут элементарные расчеты. Так, по данным ГУВД Свердловской области, в 2008 г. В ЯНАО на 1000 жителей в том же году приходилось 19 правонарушений, а если исключить из состава населения детей в возрасте от 0 до 14 лет, то общий показатель преступности достигал 21 на 1000; среди иностранных граждан этот показатель был равен семи. Удельный вес преступлений, связанных с приобретением и сбытом наркотических средств, в общем числе правонарушений был одинаков как у иностранных граждан, так и граждан Ямала — в пределах 8,0-8,5 %. По мнению руководителей УФМС, стихийный неуправляемый характер трудовой миграции из стран СНГ в 2002-2006 гг. Начавшийся в 2008 г. В связи с этим возникло множество проблем социального, экономического, политического характера, что потребовало внесения коррективов в установление квот привлечения иностранной рабочей силы. Но не стоит надеяться, что безработные россияне начнут активно занимать малопрестижные рабочие места. Поэтому потребность в иностранной рабочей силе останется. Другое дело, что в ближайшие год-два число их может заметно снизиться. В отличие от российских граждан, иностранные рабочие более мобильны в смене занятий. Они могут быть успешно использованы в строительстве дорог, коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания, а также в сельском хозяйстве, где у нас имеются большие проблемы с рабочей силой, а у граждан Средней Азии — большой опыт работы в этой отрасли. В условиях экономического кризиса квота на привлечение на работу иностранных граждан для Уральского федерального округа на 2009 г. В Курганской области, где самый высокий среди регионов УрФО уровень безработицы по методике МОТ к концу проблемы уральского федерального округа г. Следует отметь, что снижение квоты на привлечение иностранной рабочей силы проблемы уральского федерального округа отдельных регионах УрФО началось с 2007. Уменьшение квот департаментами занятости в ряде регионов и, проблемы уральского федерального округа частности, в Свердловской области было проведено без учета выданных заключений о целесообразности привлечения использования иностранных работников. В результате некоторые сферы экономики, в частности овощеводство, использующее квалифицированных рабочих, оказались в сложной ситуации. Такая несогласованность без учета реальных потребностей, может спровоцировать волну нелегальной трудовой деятельности, несмотря на ужесточение миграционного контроля. Малоквалифицированные рабочие места с низкой оплатой труда не будут заниматься безработными жителями области. Это уже доказанная практика. Как показывает опыт предыдущих лет, между числом граждан, получивших разрешение на работу, и количеством уведомлений о трудоустройстве иностранных работников, имеется существенное различие. Чем объясняется столь большое несоответствие между числом иностранных граждан, получивших разрешение на работу в Свердловской области, и так и не добравшихся до своих рабочих мест согласно уведомлений работодателей? Как следует из отчета УФМС по Свердловской области, 11 % иностранных рабочих не смогли предоставить в установленный законодательством срок медицинские документы, вследствие чего их договора на работу были аннулированы. По какой причине остальные 33 % граждан проблемы уральского федерального округа приступили к работе? Отчасти это связано с сокращением рабочих мест, особенно в строительстве. В то же время в ХМАО и ЯНАО почти все рабочие были трудоустроены, что нашло отражение в отчетах работодателей. О причинах столь больших различий можно только догадываться. Непростая ситуация на рынке труда в нашей стране обусловила необходимость совершенствования механизмов управления потоками трудовых мигрантов, придания им гибкости и адекватности складывающейся в регионах России миграционной ситуации. Определена стоимость патента — 1000 рублей в месяц, для его продления необходимо будет ежемесячно уплачивать такую же сумму. Этот документ обеспечивает иностранному гражданину как право на трудовую деятельность, так и право на пребывание в Российской Федерации. Работники с патентом освобождаются от уплаты налогов и других социальных выплат иностранные рабочие, занятые у работодателей — юридических лиц, обязаны уплачивать в бюджет Российской Федерации 30 % дохода. Патент на трудовую деятельность значительно упрощает трудовую деятельность для тех иностранных граждан, которые будут работать у физических лиц, например, нянями, садовниками, горничными и так далее в семьях россиян. Главная задача изменений в миграционном законодательстве — вывести таких мигрантов из теневой экономики и ввести их в правовое поле. Все эти шаги ни в коей мере не направлены проблемы уральского федерального округа ограничение права мигрантов на трудоустройство на территории Российской Федерации. Это стремление обеспечить возможность более гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию на рынке труда. В результате этих мер в регионе существенно снизились размеры нелегальной миграции. По нашим расчетам, в 2008 г. Из общего числа иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, доля получивших разрешение на работу составляла в Свердловской области 27 %, в Челябинской — 43 %, Курганской — всего 10 %, в ХМАО — 33%, ЯНАО- 47%. Достаточно сложно оценить объемы легальной и нелегальной миграции. По оценкам экспертов, принявших участие в исследованиях 2004 и 2007 гг. Екатеринбурга находилось в эти годы от 60 до 150 тысяч трудовых мигрантов. За период с 2002 по 2008 гг. Доля трудовых мигрантов в общей численности занятых в экономике области увеличилась с 0,4 % до 5,1 %. Разработка пакета законодательных актов, регулирующих поток иммигрантов как по количеству, так и качеству рабочей силы, особенно в части отраслевой занятости, несомненно, повысило степень управляемости потоками иностранных граждан. Наглядно это можно проследить по Свердловской области, имеющей развитую многоотраслевую экономику, являющейся крупнейшим финансовым, международным и политическим центром востока страны. В столице Урала Екатеринбурге в настоящее время функционируют консульства 17 государств, из них семь — стран СНГ. Они активно сотрудничают с органами государственной власти как Свердловской области, так и других регионов УрФО в различных направлениях, в том числе в решении проблем миграционного обмена между странами, придания данному процессу более целенаправленного характера. О позитивных сдвигах в масштабах и характере использования труда иностранных рабочих можно судить по данным таблицы 2. В потоке мигрантов преобладают граждане из стран СНГ. Рост потребности в иностранной рабочей силе вызвал адекватные разрешительные действия со стороны как федеральных, так и региональных органов власти: Минэкономики, Департамента занятости и, конечно, миграционных служб. В результате количество разрешений на ведение трудовой деятельности в Свердловской области увеличилось почти в сто раз см. Количество разрешений, выданных предпринимателям для привлечения иностранных работников, выросло только за 2002-2006 г. Судя по официальным данным в 2002-2004 гг. Такая ситуация наблюдалась и в Челябинской и Курганской областях. В Северных регионах Тюменской области уже тогда уровень легальности использования иностранных граждан был выше. Выводу большей части работающих граждан из теневого бизнеса способствовала отмена, начиная с 2007 г. Наряду с этим ужесточились требования к работодателям по обязательной отчетности о количестве привлекаемой рабочей силы, а также силовые и особенно пропагандистские и разъяснительные меры со стороны Управлений внутренних дел, под юрисдикцией которых находилась миграционная служба, позднее реорганизованная в Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации. Все это, несомненно, способствовало регулированию и потока мигрантов и эффективности использования труда иностранных работников. В результате в 2007 г. В регионах Уральского округа работают иностранные граждане из 66 стран, большая часть - из стран ближнего зарубежья. Причем, и здесь наблюдаются внутрирегиональные различия в географии стран, откуда прибывают иммигранты. Так, основными поставщиками иностранной рабочей силы в ЯНАО продолжают оставаться Украина, Молдова, а из стран дальнего зарубежья — Турция. Структурные изменения в экономике региона требуют наличия уже квалифицированной рабочей силы, которая позволяла бы реализовать экономический потенциал региона. В потоке иммигрантов, прибывающих в Свердловскую область, почти две трети составляют выходцы из стран Средней Азии и Казахстана. Среди них лидируют граждане Таджикистана. На протяжении последних трех лет их удельный вес стабильно держится на уровне 29 %. Второе место по числу иммигрантов проблемы уральского федерального округа гражданам, прибывающим из Узбекистана, причем поток из этой страны с каждым годом нарастает. Более подробно распределение мигрантов по странам исхода представлено в таблице 3. География стран, откуда прибывают трудовые мигранты, динамика потоков обусловлены прежде всего потребностями региона в иностранной рабочей силе определенной сферы, профессиональных навыков, уровня квалификации работников и др. Основной сферой занятости мигрантов, получивших разрешение на работу, является строительство, хотя не всегда эта отрасль являлась ведущей. И не столько по тому, что в ней было меньше занято трудящихся-мигрантов. Просто значительная часть иммигрантов работала нелегально. Из данных таблицы 4 видно, что в отраслевой структуре занятости поначалу преобладали оптовая и розничная торговля. В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 15. В результате в 2007 г. А поскольку оптовая и розничная торговля в основном являлась сферой труда выходцев из Азербайджана, Китая и Вьетнам, в том же году снизился поток иммигрантов из проблемы уральского федерального округа стран. Потеряв рабочие места в сфере торговли, граждане Китая, Вьетнама начали осваивать и проблемы уральского федерального округа сельское хозяйство, арендуя земли сельскохозяйственного назначения. Их силами ремонтируются заброшенные теплицы, и активно развивается овощеводство. За рассматриваемый период произошли существенные позитивные изменения в отраслевой занятости иностранной рабочей силы: увеличилось число привлекаемых к работе проблемы уральского федерального округа обрабатывающих отраслях промышленности, на транспорте, и др. Интерес работодателей различных сфер деятельности к привлечению иностранной рабочей силы остается на достаточно высоком уровне. В последнее время предприниматели все чаще отдают предпочтение гражданам дальнего зарубежья вместо граждан из стран СНГ, особенно если речь идет об использовании их в обрабатывающих отраслях. Характерным примером может служить совместный с Социалистической республикой Вьетнам проект, осуществляемый впервые со времен Советского Союза, в рамках которого начался целенаправленный набор работников из Вьетнама на завод «Щитмонтаж», производящий электрооборудование на территории Свердловской области. Предприятие является ведущим производителем в Урало-Сибирском регионе в сфере проектирования, изготовления, комплектации, монтажа электрощитов и корпусов к ним, а также осуществляет деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Руководство предприятия уже привлекало ранее в качестве рабочей силы проблемы уральского федерального округа из стран СНГ и 10 граждан КНР. Опыт использования таких работников оказался плодотворным. Проводимая работа курируется Правительством СРВ и является первым пилотным проектом такого рода в Свердловской области. Давая оценку объему, направлениям, характеру миграционных потоков, структуре трудовых мигрантов, необходимо отметить значительные позитивные изменения за последние десять лет: повысился уровень управления за потоками иностранных граждан, прибывающих на работу; предпринимается попытка проведения селективного отбора работников не только из стран дальнего зарубежья, но и стран СНГ, и в частности специалистов в области здравоохранения, образования, инженерно- технических работников, путем заключения договоров и предоставления им жилья, работы, достойного заработка; изменилась отраслевая структура занятости трудовых мигрантов, которые, в силу своей профессиональной мобильности, чутко реагируют на потребности региона в работниках определенных сфер занятости, чего не скажешь об отечественных безработных, проблемы уральского федерального округа др. Высокий проблемы уральского федерального округа на иностранную рабочую силу приводит к расширению перечня услуг, оказываемых мигрантами. Главная задача миграционной политики в отношении мигрантов, прибывающих на работу, — вывести их из теневой экономики и ввести в правовое поле. Все эти проблемы уральского федерального округа ни в коей мере не направлены на ограничение проблемы уральского федерального округа мигрантов на трудоустройство на территории Российской Федерации. Это стремление обеспечить возможность более гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию проблемы уральского федерального округа рынке труда, как в стране, так и регионах. Стабилизация численности населения России возможность и направления демографической политики. Население Ямала от переписи до переписи исторический очерк. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Проблемы уральского федерального округа закон от 25. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи 1989 г. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Международная миграция населения Ямала: трансформация потоков и основные тенденции. Основные показатели социально-экономического положения Проблемы уральского федерального округа Федерации в 1 полугодии 2005 г. Доклад ЦСИ ПФО 2002. О распределенной по субъектам РФ, утвержденной Правительством РФ на 2009 год, квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ проблемы уральского федерального округа целях проблемы уральского федерального округа трудовой деятельности: Приказ Министерства здравоохранения проблемы уральского федерального округа социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 т. Федеральный закон от 27. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 19. Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. Stabilization of population size of Russia possibility and directions of demographic policy. Yamal population from one census of population to another historical scetches. About legal status of foreign citizens in the RF: Federal law dated 25. Brief social-demographic characteristics of population of RSFSR according to the data of All-Union census 1989. Results of All-Russian population census 2002. Проблемы уральского федерального округа migration of Yamal population: transformation of flows and main tendencies. Main indices of social-economic status of the Russian Federation in the 1 st six months 2005. Report of TsSI PFO 2002. About the quota for issuing entry invitations for foreign citizens who want to work in Russia distributed among the RF subjects approved by the RF Government for 2009: Order of the Health and social development of the RF Ministry dated December 26, 2008. Federal Law dated 27. Transformation of the flow and integration of the main problems of the ural federal area in the international labor market In the article the author considers the role of migration in the formation of population and labor resources of the Ural federal проблемы уральского федерального округа in the post-Soviet period, substantiates economic necessity to attract foreign labor forces, make comparative analysis of volumes and labor migration directions, migrants structure, reveals the reasons for illegal migration. Key words:. Региональная и муниципальная экономика Страницы в печатном издании: 98 - 109 Вопросы управления. Уральский институт управления - филиал РАНХиГС Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС, 2008-2014.

Смотрите также:



Коментарии: